В нашем детском саду мы строим предметно-развивающую среду в соответствии с реализуемой программой и учитываем все, что должно способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы.
Читать подробнее...
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, учиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
Принципы построения среды в группах:
1. Принцип дистанции - позиции при взаимодействии (это разновозрастная мебель, которая легко трансформируется и регулируется по высоте; это позволяет ребенку найти себе место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними).
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества (т.е. в каждой группе имеется место (Н.В.Нищева называет такие места центрами), в котором каждый ребенок может найти все для игры, соответствующей на данный момент его интересам (рисовать, лепить, рассматривать картинки, строить, делать опыты, играть с водой и песком и т.д.).
3. Принцип стабильности - динамичности среды. Среда меняется в зависимости от возраста детей, сезона года, задач программы на данный период, преобладающего количества мальчиков или девочек. Если больше мальчиков, то соответственно в среде должны преобладать движущиеся игрушки, конструкторы.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования в нашем саду возможности реализовать нет, так как для этого нужны свободные помещения: физкультурный и спортивные залы; изостудия, театральная студия, «зимний сад», комната психологической разгрузки и др. Но мы выходим из положения, создавая в группе такие мини-уголки с помощью ширм и подвижных перегородок, модулей. Нужен «тетральный зал» - быстро строится «сцена», ставится «микрофон», «зрительный зал» и т.д. Но самое главное, создается соответствующая атмосфера — таинственности, сказочности, загадочности, фантастичности, активности и так далее.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Учитывая то, что в детском саду ребенок находится целый день, мы создали ему оптимальные условия для игр, обучения и развития. Если ребенок нуждается в уединении, то в группе он найдет специально выделенное для этого место. Каждому малышу обеспечено свое личностное пространство: кровать и шкаф для одежды, место для хранения принесенных из дома игрушек, фотографий и др.
6. Принцип открытости - закрытости представлен в нескольких аспектах.
* открытость культуре - элементы культуры (живопись, литература, музыка) носят как оформительский характер и органически входят в дизайн интерьера.
* открытость природе - в нашем саду элементы природы представлены домашними растениями, икебанами и творческими работами из природного материала, альбомами с подборками картинок животных и растений, дидактическими играми и т.д. До недавнего времени в дошкольных группах содержались рыбки, птички, хомячки, но по требованию Роспотребнадзора все животные были убраны как возможные переносчики различных заболеваний и инфекций.
* открытость своего «Я» - наличие в среде предметов, способствующих формированию и развитию «Я-образа»: зеркала, семейные и групповые альбомы, куклы-мальчики и девочки, мамы и папы, бабушки и дедушки; дидактические игры для развития умений различать и понимать чувства, эмоции, поступки и учиться сравнивать себя с другими людьми.
7. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Это наличие в среде игр, пособий, игрушек как для мальчиков, так и для девочек разного дошкольного возраста.
Мебель, оборудование, пособия и игрушки сосредоточены в группах в так называемых «ЦЕНТРАХ РАЗВИТИЯ». Их несколько:
- Центр искусства, где сосредоточено оборудование для рисования, лепки, аппликации; материал для разыгрывания сказок, развертывания театрализованной игры
- Центр науки (природы), где содержатся растения, оборудование для ухода за ними, литература природоведческого содержания, настольно-печатные, дидактические игры, природный материал и др.
- Центр познания — в нем находится дидактический (демонстрационный и раздаточный) материал, игры, пособия, счетный материал, головоломки, модели года, дней, частей суток, часы и много другое.
- Литературно-художественный центр: книги, альбомы, подборки иллюстраций по темам, пособия для развития мелкой моторики, литературные игры, игры с грамматическим содержанием, султанчики, вертушки, ленточки для развития дыхания, портреты поэтов, писателей, оборудование для театрализации: фланелеграф, маски, костюмы, детали одежды для ряжения, разные виды театров и др.
- Строительный центр: строительный материал разной величины, способов сцепления и материала, чертежи, рисунки и алгоритмы изготовления различных построек и мелкие игрушки для обыгрывания.
- Физкультурно-оздоровительный центр содержит спортивные пособия для развития различных видов движений и мышц, двигатели, пособия для массажа стоп, гимнастические пособия, тест-дорожки, массажные коврики и другое.
- Центр отдыха — как правило отделен от остальных игровых центров стационарной или переносной ширмой, оборудован мягкой мебелью, ковриком, набором иллюстраций или книг и др.
Центр игры — здесь сосредоточены сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет — это форма познавательной, интеллектуальной деятельности и предметные игры, в которых через предметы-игрушки дети познают форму, цвет, объем, мир природы, мир людей и много другое.