Начиная с 2019 года, наш детский сад принимает участие в областном конкурсе лучших практик внедрения бережливых технологий в образовательных организациях Нижегородской области, инициатором организации конкурса выступает министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области и государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования». Конкурс направлен на популяризацию подходов,принципов, методов и инструментов бережливого производства в образовательных организациях.
Целью внедрения бережливых технологий является создание системы постоянного совершенствования, способствующей устойчивому развитию образовательных организаций. Инструменты бережливого производства позволяют грамотно воздействовать на различные процессы, выявлять проблемы и за короткий срок добиваться значимых результатов по их устранению. В случае с бережливым производством повышение эффективности и поиск резервов происходит за счет избавления от ненужных действий, правил или установок, не добавляющих ценности.
Для деятельности образовательных организаций типичным является составление многочисленных отчетов в электронном и бумажном виде, нерациональная планировка рабочей зоны, дублирование одной и той же информации в нескольких документах, передача информации на следующий этап вручную. Ликвидировать эти и другие потери в деятельности образовательных организаций можно, используя методы и инструменты бережливого производства.
К концу 2021 года нами было разработано и реализовано 4 проекта:
Информационная справка о реализованном проекте № 1.
Наименование образовательной организации |
МБДОУ «Детский сад № 97» |
Название проекта |
«Оптимизация деятельности воспитателя при подготовке к открытому занятию» |
Целевые ориентиры |
1.Сокращение времени на создание конспекта и подготовку к открытому занятию. 2.Сокращение времени на поиск материалов к занятию в электронном виде, дидактических материалов. 3.Сокращение времени для печати нужного материала. 4.Сокращение времени на информирование родителей. 5.Сокращение времени на организационные вопросы к старшему воспитателю по проведению занятия.
|
Сроки реализации проекта |
1.10.2019-2.03.2020 |
Основания реализации проекта (проблемы и риски) |
Риск: снижение качества подготовки к образовательному процессу, большие затраты времени воспитателем на подготовку к открытому занятию. Проблемы: 1.Неоснащенность рабочего места необходимой техникой (лишние передвижения). 2.Нерациональная организация рабочего места (лишние движения) 3.Затрата времени на оповещение родителей воспитанников необходимой информацией. 4.Затрата времени на вопросы к старшему воспитателю об организации занятия, о наличии нужных методических пособий, игр и т.д.
|
Мероприятия по достижению целевых показателей |
1.Внедрение системы 5С на рабочем месте воспитателя. 2.Приобретение и монтаж ноутбука и интерактивного оборудования в группу. 3.Монтаж wi-fi в группы. 4.Создание единой общей электронной папки для всех педагогических сотрудников. 5.Покупка сенсорного телефона.
|
Результаты реализации проекта |
1.Рациональная организация рабочего места. 2.Оснащение рабочего места орг.техникой (приобретение орг.техники, использование принтера). 3.Покупка современного телефона. 4.Создание группы с родителями воспитанников в Вайбер, создание группы педагогического состава учреждения в Вайбер.
|
Проблемы, возникшие при реализации проекта, и выбранные способы решения |
Основная проблема-недостаточность финансирования, в ходе чего не было реализован монтаж wi-fi в группы, и, как следствие, нет доступного интернета, не создана общая папка для обмена информацией. Проблему эту решаем использованием мобильного интернета с телефона. Необходимый материал для занятия воспитатель перебрасывает на почту детского сада, оттуда распечатывает либо самостоятельно, либо старший воспитатель.
|
Финансовые затраты реализации проекта (при наличии) |
40 тысяч рублей. |
Использованные инструменты бережливых технологий |
1)Внедрение системы 5С на рабочем месте. 2)Такие компоненты Кайдзен, как взаимодействие, личная дисциплина, предложения по усовершенствованию. |
Контактное лицо по проекту (должность, Ф.И.О., телефон) |
Старший воспитатель Даньшина Дарья Константиновна Тел.89519139123 |
Информационная справка о реализованном проекте № 2.
Наименование образовательной организации |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №97» |
Название проекта |
«Бережливый детский сад» |
Целевые ориентиры |
-Оптимизация процесса стандартизации ежедневных операций в режиме дня воспитанников детского сада. - Повышение эффективности рабочего процесса в группах №№3,6. |
Сроки реализации проекта |
03.03.2020г. -03.12.2020г. |
Основания реализации проекта (проблемы и риски) |
-не рациональная расстановка мебели, игрушек, канц. товаров в группе, офисных предметов и техники на рабочем месте педагогов. Проблемы: нет указывающих разметок, нет алгоритмов. |
Мероприятия по достижению целевых показателей |
Стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников. Рациональная организация рабочих мест детей и сотрудников. Применение визуализации направленной на повышение эффективности рабочего процесса. |
Результаты реализации проекта |
Совершенствование рабочих процессов сотрудников и детей. Снижение потерь времени и ресурсов детей и педагогов. |
Проблемы, возникшие при реализации проекта и выбранные способы решения |
Подбор рациональной разметки для навигации, материала для визуализации в группах №№3,6 Решение: сбор оптимальных предложений в «Педагогическую копилку», выбор наиболее эффективных идей и предложений. |
Финансовые затраты реализации проекта (при наличии) |
нет |
Использованные инструменты бережливых технологий |
Применение визуализации, картирование |
Контактное лицо по проекту (должность, Ф.И.О., телефон) |
Горева Елена Михайловна, старший воспитатель, (831)252 89 77, sadik-97.ru |
Информационная справка о реализованном проекте №3
Наименование образовательной организации |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №97» |
Название проекта |
«Создание игрового пространства и руководство игрой» |
Целевые ориентиры |
- Оптимизация игрового пространства, обеспечение большего выбора атрибутов для обозначения ролей. - Внедрение в образовательный процесс «Доски задач» с целью оптимизации самостоятельной деятельности старших дошкольников. |
Сроки реализации проекта |
1101.2021. -01.12.2021 г. |
Основания реализации проекта (проблемы и риски) |
Недостаточное наполнение центров активности в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности, отсутствие оптимальной системы фиксации плана и результатов деятельности. Проблема: несформированность у детей старшего возраста компетенций познавательного поиска, умений планировать свою деятельность. |
Мероприятия по достижению целевых показателей |
Обновление и дополнение атрибутики сюжетно-ролевых игр для обозначения ролей, игрового пространства. Внедрение методики «план-дело-анализ» для планирования самостоятельной и совместной (со сверстниками, со взрослыми) деятельности. |
Результаты реализации проекта |
Совершенствование компетенций познавательного поиска детей, умение планировать свою деятельность. Снижение потерь времени и ресурсов детей и педагогов. |
Проблемы, возникшие при реализации проекта и выбранные способы решения |
Подбор нетрадиционных элементов атрибутики, разработка схем, планов, моделей, алгоритмов разнообразной детской деятельности, а также условных знаков для «Доски задач» (не все дети умеют читать). Решение: сбор оптимальных предложений в «Педагогическую копилку», выбор наиболее эффективных идей и предложений. |
Финансовые затраты реализации проекта (при наличии) |
нет |
Использованные инструменты бережливых технологий |
Применение визуализации, картирование, алгоритмизация, схематизация, моделирование |
Контактное лицо по проекту (должность, Ф.И.О., телефон) |
Горева Елена Михайловна, старший воспитатель, (831)252 89 77, sadik-97.ru |
Проект №4
КАРТОЧКА ПРОЕКТА «Формирование у дошкольника ответственности за свое здоровье» |
УТВЕРЖДАЮ Заведующий _______О.Ю. Гущина, 01.06.2021. |
1. ВОВЛЕЧЕННЫЕ ЛИЦА И РАМКИ ПРОЕКТА |
|
2. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА |
|||||||||
Заказчики процесса — воспитанники, педагоги, родители (законные представители). Периметр проекта — группы и площадки ДОУ Владелец процесса — заведующий ДОУ Руководитель проекта — заведующий ДОУ. Команда проекта — воспитатели Черняева С.А., Торосян М.Ж.
|
|
Ключевой риск — несформированность у детей старшего возраста ответственности за свое здоровье и желания вести здоровый образ жизни, отдавая преимущество физической активности. Проблемы: 1. Недостаточное наполнение центров физической активности детей пособиями, играми, оборудованием, тренажерами для развития самостоятельной двигательной деятельности. |
|||||||||
|
|
|
|||||||||
3. ЦЕЛИ И ПЛАНОВЫЙ ЭФФЕКТ |
|
4. КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ ПРОЕКТА |
|||||||||
|
|
1. Старт проекта —01.06.2021. 2. Диагностика и определение целевого состояния —01.06.2021-30.11.2021. · разработка карты текущего состояния — 07.06.2021 г.-11.06.2021г. · разработка карты целевого состояния — 15.06.2021 г.-30.06.2021 г. 3. Внедрение улучшений — 01.07.2021г.- 28.10.2021 г. · совещание по защите подходов внедрения —29.10.2021г. 4. Закрепление результатов и закрытие проектов —01.11.2021-29.11.2021 г. · завершающее совещание- 30.11.2021 г. |
Руководитель проекта О.Ю. Гущина
Бережливые технологии. Проект № 5, 2022 г. "Формирование у дошкольника ответственности за свое здоровье"